Translate

воскресенье, 1 мая 2016 г.

Один день на Святой земле. 3 августа 2015 г.

А теперь хочу рассказать о чрезвычайно восхитительном событии. Мы с Ларисой находясь на отдыхе в Турции, слетали на один день в Израиль. Для нас абсолютно нетипично совершать такие поступки, тем более во время пребывания в чужой стране. Но когда на сборе в отеле на второй день озвучили возможность посещения Израиля, у меня в голове что-то щелкнуло, я поняла, что обязательно поеду. Во-первых, Сережа не был против поездки. Во-вторых, я реально понимала, что в ближайшие лет 5-7 мы в Израиль точно не поедем. В-третьих, в отеле отдыхал парень из Новороссийска, проживающий в настоящее время в Израиле. Он сказал, что стоимость поездки из отеля намного дешевле, чем он просто прилетел из Израиля в Анталию. Ну, и в-четвертых, Лариса сказала, что составит мне компанию в поездке. Все! Мы едем!
Конечно, ложку дегтя в нашу бочку добавили ребята из отеля, которые побывали в таком туре за пару дней до нас. Отзывы были разные и противоречивые. Но, нас уже было не остановить.
Итак, в половину второго ночи мы сели в автобус, который довез нас до аэропорта Антальи (Хавалимани). В аэропорту, коротая время до отлета, мы не могли не съесть любимый бублик. Конечно, в этот момент мне вспоминалась Наталья - мой давний друг и соратник по поеданию симитов.
Это фото мы сделали для нее. До поездки было решено не рассказывать друзьям, куда мы направляемся. Поэтому, сделав и отправив этот снимок, мы объявили конкурс на отгадывание места нашего приземления.
Сев в самолет, мы сразу же заснули. Неожиданностью оказался сделанный Ларисой снимок в полете. Она сказала, что проснувшись, увидела, что мы спим, повернувшись друг к другу лицами. Ну, как не сфотографировать? И вот он - наш спящий вид.

Посадка в Тель-Авиве, в аэропорту имени Бен Гуриона оказалась супермягкой. Мы ее практически не почувствовали.
Выглянув в иллюминатор, я обнаружила, что за бортом довольно облачно. Неужели будет дождь? В наш однодневный придет в Израиль?
Потом был длительный переход внутри самого аэропорта и паспортный контроль. Памятуя, что после получения штампа Израиля в паспорт, возможность посещения Египта и ОАЭ сводится к нулю,мы были очень рады, получив маленький вкладыш в паспорт, а не штамп.
Затем нас посадили в комфортабельные автобусы и познакомили с гидом Светланой, которая сопровождала группу в поездке. Жаль, что ряд снимков приходилось делать через стекло автобуса. Поэтому, где-то можно увидеть блики.
Не могла не сфотографировать первый указатель на иврите.

На самом деле, это была не облачность, так просто всходило солнце. Тель-Авив быстро остался позади, но я была поражена шикарными дорогами и развязками.
Выехав за пределы Тель-Авива, рассматривая окружающую нас обстановку, глаз повсюду натыкался на холмы из известняка со скудной растительностью. Этот желтоватый оттенок преследовал нас повсеместно. Поскольку, из известняка построено абсолютно все в Израиле.
Итак, первое место, куда мы должны были заехать - Иерусалим. Въезжая в этот древнейший город, мы крутили головой направо и налево. Так хотелось все рассмотреть! Я пыталась делать снимки и записывать основные интересные факты, которые рассказывала нам гид. Очень жалко, что стекло автобуса нарушало видимость исторических объектов.

На этом снимке вдали можно разглядеть золотой Купол Скалы (Мечеть Халифа Омара).

Автобус вез нас к Стене Плача. По ходу движения я продолжала фотографировать все, на что попадал мой взгляд.
Проезжая Масличную (Елеонскую) Гору, мы увидели на вершине красивую церковь с золочеными куполами. Это была православная церковь Святой Марии Магдалины. Там же находится и Гефсиманская Обитель. Церковь была построена на пожертвования императора Александра III в память о его матери Марии Александровне.
Вот этот снимок получился не самым удачным, но зато на нем можно попытаться увидеть не только Церковь Марии Магдалины, но и Церковь Всех Наций.

Другое название этой Церкви - Базилика Агоний.
Она была построена на месте часовни крестоносцев.

У подножия Масличной Горы располагается тот самый Гефсиманский Сад (Оливковая роща), в котором Иисус молился перед предательством Иуды и своим арестом. Со слов гида, некоторым оливковым деревьям из этого сада более двух тысяч лет, то есть они могли быть свидетелями этого печального происшествия.
Теперь нашему взору открылась долина ручья Кедрон, где находится огромное количество захоронений. По одному из приданий именно в этом месте вершится Страшный Суд. Некоторые из могил относятся еще к Бронзовому веку. Это знаковое место для многих народностей. По словам гида, это кладбище является самым дорогим в мире. Место здесь стоит около миллиона долларов.

Наконец, первая остановка. Аккурат у оливкового дерева. Они здесь растут на каждом шагу. К слову, в этой части Израиля растительности не очень много.

Выйдя из автобуса мы направились к Стене Плача. Пройти должны были через Мусорные (Навозные) Ворота. Это одни из самых маленьких ворот Старого города. Именно через них вывозили мусор из храма Соломона. Эти ворота являются основными для входа в Еврейский квартал и посещения Стены Плача. Находятся в южной части стены, окружающей Старый город.

Пройдя ворота и КПП, движемся по дороге к Стене Плача. Справа находится место, называемое "Офель" - возвышенность (по-гречески позже стали называть "Акрополь"). Считается, что здесь располагался дворец Царя Соломона. Непосредственно между южной стеной и этими постройками находятся раскопки Города Давида.

Чуть дальше виднеется золотой Купол Мечети аль-Акса.

А вот и сама Стена Плача. Она является оставшейся западной стеной Второго Храма. Первый храм был построен сыном царя Давида Соломоном. В нем, по приданию, хранился Ковчег Завета. В 586 году до н.э. Иерусалим был захвачен Навуходоносором и разрушен, а храм - сожжен. Позже был возведен и Второй Храм.
Так вышло, что мы попали к Стене Плача во время празднования Бар-мицвы.

Народу возле стены было очень много, особенно на женской половине. Хорошо виден нижний ряд камней, более древний. Выше стена достраивалась уже в более позднее время.

Конечно, мы подготовили с Ларисой записки, которые и заложили в щели Стены Плача.

Лариса возле фонтанчика с водой.
Идем обратно. Рассматриваем здания Еврейского квартала.

Навстречу попалась процессия, сопровождающая мальчика 13 лет к Стене Плача. В этом возрасте ребята проходят обряд Бар-мицва - посвящение во взрослую жизнь. Мальчик становится юношей. Шли в костюмах, в сопровождении музыкантов, с песнями и танцами.

Вид на южную стену изнутри. Как раз можно увидеть и музыкантов.

Выходим через еще один КПП. На стене висит вот такая интересная вещь, уходящая своими корнями в еще большую древность. Это - мезуза, помещенная в футляр, которая должна висеть на правом косяке двери. Мезуза - свиток с двумя фрагментами Торы, хранящая дом и его обитателей.

Ну, вот! Мы опять в автобусе. Но теперь наш путь лежит в Палестину, в Вифлеем. Успела сфотографировать еще одно знаковое место - Долину Еннома. Позже это место приобрело общеизвестное название Геенна. Всем известно выражение "гореть в Геенне огненной". Дело в том, что в этой долине издавна сжигали животных и мусор. Там постоянно горел огонь. Позже - место стало ритуальным, жертвенным. Частенько в жертву приносились сыновья жертвователя. Иногда Геенну огненную сравнивали с Адом, грешников уничтожали огнем.

Покинули Израиль. Проехав защитную стену между Израилем и Палестиной, мы попадаем в Вифлеем. Даже голубь на стене здесь в бронежилете. Было немного страшновато выходить на улицу.

Для начала нас привезли в отель на завтрак.
Получилось так, что мы не сказали друзьям о нашей с Ларисой авантюре. Добравшись до WiFi в отеле, мы тут же написали сообщение в группу, указав местоположение. Сначала народ ничего не понял, а потом высказал неограниченное удивление.

В отеле наша гид порекомендовала обязательно попробовать еврейский деликатес - кусочек овечьего сыра, посыпанный "заатаром" (или "затром") - пряной смесью, состоящей из сухого майорана, орегано, кунжута, сумаха, лимонного тмина, кедровых орешков и соль. Все это потом поливают оливковым маслом.

Вот такой вид открывался с террасы отеля.
Cтатую Мадонны и верблюдов я нашла внутри отеля.

Позавтракав, нам пришлось пересесть в маршрутки (в прямом смысле этого слова) и отправиться в Храм Рождества Христова. В Вифлееме также, чаще других растений, нам попадались оливковые деревья.
К Храму Рождества Христова мы поднялись по лестнице, с которой открывался незамысловатый вид на город.

Итак, мы в Святая Святых - в храме. Попали внутрь. Испытали шок. Внутри храма было достаточно темно. В храме велись реставрационные работы, стояли строительные леса.

Вспоминая роскошные храмы России, Италии, Чехии, Австрии, я недоумевала: почему такое запустение, скромность, неаккуратность, неухоженность икон? Со слов гида, святыни являются общехристианскими, принадлежат и православным, и католическим, и армянским, и греческим конфессиям, да и находятся на мусульманской земле. Как известно - у большого количества нянек ребенок находятся без присмотра. Так и здесь - много хозяев, договориться не могут между собой. С другой стороны - может и не очень плохо, что не выпячивается роскошь напоказ?
Сперва внутри храма нас проводили к мозаике на полу, еще времен Святой Елены, которая находится под слоем досок и бетона.
Вот кусок фрагмента с типичными орнаментами того времени.

Дальше мы двинулись в правый приход, прошли через очень низкую арку и оказались в православной части храма. Над входом висела икона, изображающая Рождество Христово.

Внутри  находилось большое количество красивых икон, в основном в деревянном обрамлении.

Вот эта икона - Вифлеемской Божьей Матери, является уникальной, поскольку это единственная икона, на которой матерь улыбается. В обрамлении иконы использованы фрагменты платья императрицы Елизаветы. Образ был написан в России и передан в этот храм. Гид сказала, что такая икона должна быть у каждой женщины.

Затем - нас повели к месту рождения Иисуса, а точнее - к Вифлеемской Звезде, символизирующей это место.

Напротив можно было увидеть небольшой спуск, где по приданию стояли ясли, в которые и положили новорожденного Иисуса.
Несколько удручало состояние икон.

В России, да и за рубежом все, что имеет такую ценность, как правило, помещается за стекло, поддерживается оптимальная температура, запрещена фото и видеосъемка. А здесь считают, что все имеют право посмотреть, потрогать, пофотографировать бесценные вещи. На Армянской части храма я видела иконы просто черного цвета, которые никто и не пытается реставрировать.
А вот на Католической половине все было аскетично, светло, чисто и аккуратно.

Выходим наружу, движемся по коридору с высокими потолками.

Присели отдохнуть и пофотографироваться.
Потом - я попыталась щелкнуть Ларису, а в этот момент она снимала меня!

Статуя Георгия Победоносца в полный рост стояла почти на выходе из храма. Хотя она и находилась за стеклом, но вся была под слоем пыли.
А затем мы снова спустились по лестнице, сели в микроавтобусы, доехали до отеля, в котором завтракали, пересели в большие автобусы и вернулись в Иерусалим.

Вот такие однообразные пейзажи постоянно проносились за окном автобуса.

У меня сложилось мнение, что евреи, проживая в таким суровых условиях, просто борются за свое существование, отвоевывают у природы каждый кусочек земли, пытаются ее облагородить. Суровый, конечно, край - этот Израиль. Хотя, пообщавшись с тетей, проживающей в Беер-Шеве, она меня убеждала, что не такие уж у них тяжелые условия для проживания.
Ну вот, мы снова в Иерусалиме. И теперь нам предстоит пройтись по улочкам Старого Иерусалима, посетить два Храма и пройти крестным ходом. Но, обо всем поподробнее...
В строениях опять преобладает желтый цвет, растительности -  практически ноль. входим через Яффские ворота.

Начинаем движение по старинным улочкам.

Наша первая остановка - православный действующий Храм святой Екатерины. Совершенно неприметный вход с лестницей. Правда, гид показала на двери печать гроба Господня.

Внутри церкви под самый потолок простирался золоченый иконостас. Он был таким высоким, что крест на самом верху пришлось наклонить вперед.
Покинув церковь, мы проследовали дальше через рынок к коненой части нашего путешествия по Иеусалиму - Храму Гроба Господня.

Вот внутренний дворик Храма Гроба Господня или Храма Воскресения. В соответствии со Святым Писанием, именно на этом месте был распят, погребен, а потом - воскрес Иисус Христос. Фактически Храм был построен на Голгофе. Изначально - это была гора или холм. И в Храме нам часто приходилось подниматься или спускаться по лестницам.

Храм состоит из трех частей - Храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и Храма Вознесения.В Храме одновременно сосуществуют шесть конфессий со своими требованиями, законами и недовольством. Как сказала гид, что постоянно конфессии между собой конфликтуют, поэтому ключи от Храма были доверены мусульманской семье.
Самая первая версия Храма была построена под патронажем Святой Елены - матери императора Константина в 335 году. Елена посещала Иерусалим с целью отыскать святыни. Ею был найден вход в пещеру с Гробом Господнем и крест, на котором распяли Иисуса.
Входим внутрь мимо расколотой колонны, проходим место, где миропомазали Иисуса после смерти и поднимаемся по мраморным ступеням к месту распятия Христа.
Камень мироздания в Иерусалиме

В Храме я услышала от гида несколько фраз, которые являются "крылатыми" и общеупотребительными, но мы не задумывается об их происхождении. Так, на этой иконе изображена мать Христа в черных одеждах, стоящая над мертвым сыном. На иконе у нее нет лица. Выражение "да на тебе лица нет (от горя и скорби)" аккурат этого происхождения!

А здесь можно увидеть распятие.

Камень, на который падали капли крови Христа.

Спускаемся к мраморной Часовне Гроба Господня (кувуклии).

Часовня состоит из двух частей - придела Ангела и самой пещеры Гроба Господня.

Побывав внутри - переходим в Храм Вознесения.
В нем мы увидели еще одну вещь с известным словосочетанием - "пуп земли".

В завершении, я спустилась в подземелье, где раньше была каменоломня и Елена нашла крест, на котором был распят Христос. Вот видны части грубого неотесанного камня.

Возвращаемся к автобусу. Приключения продолжаются. Едем на Иордан.

За окном - все тот же желтый цвет камней, редкие деревья...

Корабли пустыни - верблюды. Ведь мы движемся в пустыню.

Место, где крестили Иисуса находится в пустыне. Со слов гида - вокруг в пустыне много заминированных мест, поэтому гулять далеко от автобуса не рекомендовано. Поскольку река разделяет два государства - Израиль и Иордан - на ее обеих берегах стояли военные  автоматами.
Со стороны Израиля - подход к Иордану находится в оазисе - посажены пальмы, построены переодевальни.

Мы купили с Ларисой рубашки, в которых надо купаться в Иордане.

Подходя к реке, мы увидели на другом берегу постройки, достаточно красивые.
А вот и сама река грязно-желтого цвета, огороженная сеткой, так как в ней водится довольно крупная рыба.

После купания Лариска на пару минут вышла на горячий воздух - волосы высохли мгновенно!
А за бортом - 42 градуса. Хорошо, что мы набрали из отеля соков и воды. Это спасло нас от покупки воды на территории Израиля.Уж больно дорогая страна!
Еще несколько снимков пустыни.

Наш насыщенный день подходил к концу. Последним местом, куда мы должны были поехать, оказалось Мертвое море.
Безусловно, сначала - посещение фабрики по производству косметики.

Потом - обед.

И, наконец, купание. Правда, море больше напомнила лиманы или грязевые источники. Даже живописнее выглядела дорога ко морю.

Мы ожидали увидеть голубую воду в обрамлении белоснежной соли, но все оказалось другим. Гид заверила, что такое море расположено в 60 км от этого места. Но доставшаяся нам грязь являлась высокополезной. Нам не удалось адекватно ополоснуться на пляже. Пока дошли наверх, к раздевалкам - начало подхватывать сердце. Это является абсолютно нормальным, если ты не искупался и не смыл соль.
Поэтому - сидим такие уставшие. Лица блестят, так как вода и соли, растворенные в ней, очень жирные. Кожа - как скользкая! Но, вот пришла пора собираться в аэропорт.

Едем в Тель-Авив.

Начало садиться солнце.

Поселения кочевников.

Тель-Авив поражает своими шикарными дорогами - широкими и многополосными.
Вот так насыщенно мы провели один день в Израиле!
Теперь - ждем отлета в аэропорту имени Бен Гуриона.